Интервью — Михаил Бенькович, программист исландской компании Notando: «Важно определять не абстрактный «уровень» программиста»

Сегодня в гости на блог забежал Михаил Бенькович — программист из исландской компании Notando. Об их проекте Notando Commerce я упоминал уже в посте «лучшие стартапы Рунета за 2010 год«. Как оказалось это их не единственная разработка… в общем читайте.

Здравствуйте! Расскажите о себе и своей компании Notando.

Здравствуй, меня зовут Михаил, я программист, живу и работаю в Донецке. Наша компания Notando на данный момент занимается разработкой eCommerce продуктов и других web-приложений.

Компания на Украине была образована в 2007 году. Так получилось, что одна небольшая фирма Северной Европы, разработавшая программное обеспечение для ведения онлайн-бухгалтерии, планировала модернизировать продукт. Они познакомились по интернету с нашими украинскими программистами и их работами и поняли, что здесь можно собрать достойную команду.

Одной из особенностей нашей компании, которая, лично по моему мнению, выгодно отличает ее от других, является то, что основной состав программистов всегда был заинтересован в развитии компании и в качестве создаваемых продуктов. Не буду описывать каким образом это организовано на юридическом и на уровне отношений, я имею ввиду результат — наши продукты, в отличие от хоть и имеющих хороший дизайн снаружи, но громоздких и несвязных внутри eCommerce продуктов, всегда четко продуманы от ядра до внешних интерфейсов.

Можно взять, к примеру, наш первый продукт. Это, как я уже сказал, была онлайн-бухгалтерия. Мы очень много работали над способом хранения данных, который позволил бы хранить максимальное количество информации, впоследствии расширять функциональность продукта, поддерживать базы данных больших компаний. И сейчас, когда среди наших клиентов уже есть такие, я вижу, что и скорость и производительность баз данных на должном уровне.

Помимо бухгалтерской системы еще запущены, например, платформа для веб-магазинов, система онлайн бронирования сервисов «Doreserve» и сейчас планируется ее упрощенная версия «Simplybook.me». Эти проекты разработаны и для Европы, и для русскоязычных стран.

Если немного подробнее, то Notando Commerce — веб-платформа, обладающая стандартными возможностями: темы веб-магазинов, CMS, поддержка электронных платежных систем. Плюс, так как мы уже имели опыт разработки бухгалтерии, инвойсинг, инвентарный учет продуктов и аналитика. И скорость :)

Проекты Doreserve и Simplybook разработаны для тех, кто предоставляет людям различные сервисы. Первый больше ориентирован на компании, а второй на отдельных предпринимателей. Основные задачи — дать клиентам полную информацию о компании и ее сервисах, и возможность забронировать сервис на удобное время. Также в функциональность входят имейл и СМС напоминания, реклама на Facebook, компания получает веб-страницу со всеми возможностями по ее редактированию.

Более полную информацию по продуктам, лучше, конечно, прочитать на наших сайтах notando.comzabroniruy.comsimplybook.me

Как я понял, эта фирма открыла филиал на Украине? А главный её офис базируется в Исландии?

Да, именно так.

В вашей фирме программисты только из Украины? Из скольких человек состоит штат фирмы?

Нет, почему же, программисты исландского филиала также принимают участие в разработке продуктов. Что касается украинского штата, он небольшой — менее десяти постоянных сотрудников. Плюс, мы привлекаем специалистов на специфические задачи, связанные, например,  с дизайном, текстами..

Как обстоят дела с монетизацией ваших продуктов? Они уже окупились?

Ответ на этот вопрос зависит от продукта и территории. Например, на русскоязычном рынке мы пока не получили желаемого отклика. А вот, к примеру, онлайн бухгалтерия в Исландии уже давно пользуется популярностью и дает прибыль. А по поводу способа монетизации, мы предлагаем свои продукты в качестве SaaS решений, то есть клиенты платят за подписку: ежемесячно, за год и т д.

А по вашему мнению, в чем заключается проблема для таких разработок на русскоязычном рынке? Почему такая слабая монетизация таких интересных продуктов?

Корнем проблемы, по моему мнению, является недостаточная компьютерная грамотность большей часть целевой аудитории русскоязычных стран по сравнению с той же Европой. Отсюда и неготовность к отказу от «бумажных» технологий, и страх перед хранением данных компании на удаленном сервере, и прочее. Некоторые более прогрессивные предприниматели, конечно, начали использовать наши сервисы и уже оценили их преимущество. К примеру, автосалонам и их клиентам в сезон замена резины очень удобно вести предварительную запись с помощью онлайн-бронирований. Но в целом на данный момент для продвижения продукта приходится рекламировать не только сам продукт, но, к сожалению, и саму идею использования компьютерных технологий при ведении бизнеса. А это очень влияет на размер инвестиций в рекламу и усложняет продвижение.

Сколько по времени занимает разработка таких серьезных проектов? И во сколько в среднем обходятся финансовые вложение, только чисто на разработку?

Ну, самый «серьезный» проект — это онлайн-бухгалтерия. Бета-версию, которая вышла в декабре 2007 года, разрабатывало около десяти сотрудников в течение девяти месяцев. Конкретные финансовые затраты можно оценить, взяв среднюю зарплату программиста на то время. Но, опять же, разработка такого серьезного проекта — непрерывный процесс. В дальнейшем в приложение вносились изменения, например, в связи с изменениями законодательства, либо мы реализовывали новые возможности или кастомные решения по заказу определенных клиентов. Соответственно, и прибыль в разных случаях компания получает сразу, либо только спустя определенное время.

Всё чаще слышу, что в СНГ очень трудно стало найти толковых программистов. Вы согласны с этим мнением?

Думаю, их стало трудно найти среди «многих бестолковых». То есть, суть проблемы в том, что если раньше люди занимались программированием серьезно, либо вообще были далеки от этой сферы, то теперь каждый может прочитать в интернете основы и утверждать, что он программист. Просто важно знать, где искать и как определять уровень специалиста.

Поделитесь, на что следует обращать внимание при выборе программиста, как определить его уровень?

Да, это хороший вопрос, про него можно писать отдельную статью. Но, если говорить вкратце, то важно определять не абстрактный «уровень» программиста, а то, насколько этот специалист подходит для Вашей компании и для задач, которые ему предстоит решать. Например, часто важно, чтобы разработчик умел работать в команде. На практике это означает не только личностные качества, но и опыт работы с системами контроля версий, умение самому писать reusable код, а также использовать код других разработчиков. К сожалению, многие неплохие специалисты привыкли писать код «для себя» и ценны только как сотрудники по контракту для решения отдельной задачи. Сейчас во многих ВУЗах напрочь отсутствует подготовка программистов к командной работе, поэтому лучше всего брать человека с опытом разработки продукта в команде. Плюс, всегда неплохо посмотреть качество кода программиста, а также оценить его потенциал, например в освоении новых технологий, сторонних библиотек и т д.

Спасибо, Михаил за ответы. Желаю Вам удачного программирования и стремительного развития ваших проектов!

Спасибо, Вам тоже желаю побольше ценителей Вашего творчества :)

Fisher
25.04.2011 в 11:36

Хорошее интервью, правда побольше бы вопросов:)
А мысли про программистов можно перенести и на другие специализации людей. Сейчас так же сложно найти хорошего дизайнера или копирайтера, правда с ними лечге — у них всегда имеется портфолио:)
Спасибо!

Ответить
Ovsyannikoff
25.04.2011 в 14:30

Не люблю брать длинные интервью.

Ответить
Dima Tumachek
25.04.2011 в 13:06

Вновь нестандартное интервью. Респект.

Ответить
Ovsyannikoff
25.04.2011 в 14:30

Спасибо ;)

Ответить
Оставить комментарий